Функциональная грамотность
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие функциональной грамотности
- Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
- Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
- Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
- Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся
Банк заданий по функциональной грамотности
Банк заданий, примеры задач-Рiza. Федеральный институт оценки качества образования.
Банк заданий по математической грамотности. Институт стратегии развития образования Российской Академии образования.
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Российская электронная школа.
Материалы по формированию и оценке
функциональной грамотности :
Библиотека по финансовой грамотности НИФИ Минфина России.
Марафон функциональной грамотности. Академия Минпросвещения.
Материалы курса по финансовой грамотности 5-11 классы. Мои финансы НИФИ Минфина России.
Что значит быть финансово грамотным? 5-7 классы. Мои финансы НИФИ Минфина России.
Простые шаги к финансовому благополучию 8-9 классы. Мои финансы НИФИ Минфина России.
Задания на формирование функциональной грамотности для обучающихся 1-9 классов. Просвещение.
Каталог уроков с элементами финансовой грамотности. НИФИ Минфина России.
Вебинары по функциональной грамотности
Вебинары по функциональной грамотности в начальной школе. Издательство «Просвещение».
Вебинары по функциональной грамотности обучающихся. Издательство «Первое сентября».
Онлайн-игры по финансовой грамотности
Онлайн-игра «Смешарики в мире финансов». НИФИ Минфина России.